На острие

#
  • Год
    2020
  • Страна
    Россия
  • Жанр
    спорт
  • Оскар
    Нет
  • Премьера
    26 ноября 2020
  • Режиссер(ы)
    Эдуард Бордуков
  • Актеры
    Светлана Ходченкова, Стася Милославская, Сергей Пускепалис, Алексей Барабаш, Евгений Сытый, Софья Эрнст, Хильда Кармен
  • Возраст
    12+
  • Время
    115 мин. / 01:55

Лучшая саблистка мира, Александра Покровская, знаменита, богата и счастлива. Чтобы войти в историю, ей остается сделать последний шаг – взять олимпийское золото. Но путь ей преграждает девятнадцатилетняя Кира Егорова, девушка из провинции, в одночасье покорившая Москву. Кира побеждает на всех соревнованиях и не сходит с обложек глянцевых журналов. Ее цель – занять место Покровской. Начинается отчаянная схватка не только на турнирах, но и в жизни. Обе одержимы, и, кажется, остановить их не может ничто. Весь мир, затаив дыхание, наблюдает за сверканием острых клинков. И все очевиднее: эта яростная борьба уже зашла слишком далеко...

Трейлер

Космик в ТЦ «Капитолий»

г. Люберцы, Октябрьский пр., 112, ТРЦ «Выходной»

Космик в ТРЦ «Счастливая семья»

г. Люберцы, Октябрьский пр., 112, ТРЦ «Выходной»

Факты о фильме

  • Съемки картины «На острие» проходили в Москве и во Франции. Соревнования снимали в московском Дворце спорта «Динамо», международные турниры — на локациях во Франции.
  • «На острие» — первый российский художественный фильм о фехтовании.
  • В фильме «На острие» снялись известные личности России: министр спорта РФ и чемпион мира по фехтованию на шпагах Павел Колобков, российская спортсменка и телеведущая Мария Киселева.
  • Это второй совместный проект режиссера Эдуарда Бордукова и Стаси Милославской. Ранее, они вместе работали над картиной Бордукова «Коробка» 2015 года.
  • Чтобы выглядеть в кадре как настоящие чемпионки, актрисам пришлось учиться фехтованию у профессиональных тренеров и смотреть различные соревнования.
  • Стася Милославская поделилась в интервью, что прототипом для своего персонажа выбрала олимпийскую чемпионку Яну Егорян.
  • В ленте «На острие» обеих спортсменок тренирует один тренер, мастерски просчитывающий все ходы наперед, как в шахматах. Его сыграл Сергей Пускепалис.
  • Авторы идеи проекта Елена Гликман и Михаил Дегтярь уже работали с Эдуардом Бордуковым над фильмом «Коробка». Картина о дворовом футболе получила положительные отзывы критиков и зрителей по всему миру.
  • Продюсер фильм Михаил Дегтярь — мастер спорта СССР по фехтованию на саблях.
  • Это вторая картина, где героиню Светланы Ходченковой зовут Александра. Первый раз персонажа по имени Саша актриса сыграла в картине «Краткий курс счастливой жизни» 2011 года. В интервью Светлана призналась, что считает этот фильм лучшим в карьере.
  • Спортивная драма про фехтование со Стасей Милославской и Светланой Ходченковой в главных ролях. 

    Сенсация на завершающем этапе внутреннего российского первенства по фехтованию: дебютантка Кира Егорова (Стася Милославская) выступила не хуже состоявшихся чемпионок, уступив в финале только лидеру сборной Александре Покровской (Светлана Ходченкова). Егорова — бунтарь, в волосы вплетены разноцветные нити, коронный прием — прыжки во время выпадов, не признает авторитетов и подначивает старших коллег, благо повод всегда найдется. Покровская, наоборот, старается придерживаться правил, берет свои титулы за счет тактики и опыта, одна беда — возраст, грядущая олимпиада станет для нее последней. Дальше только педагогическая деятельность в престижных спортивных школах да почивание на лаврах. Но золотая медаль манит, а тренер твердит: «Это твой год!» Кира, попав в национальную команду, только и делает, что доставляет Покровской проблем. Комментаторы от новичка сборной в восторге, на европейских турнирах победы преимущественно за Егоровой, фехтование — новый черный, популярность девушки только растет, вплоть до появления на обложке глянцевого журнала. У обеих спортсменок непростые характеры, сложности в личной жизни и данные самим себе обещания будущих побед. 

    На острие

    Впереди фатальная травма, реабилитация, профессиональные победы-разочарования и прочие закономерные для спортивного кино обстоятельства. Прежде всего борьба с самим собой, ведь любой олимпийский чемпион, чтобы забрать вожделенную награду из драгоценного металла, проходит путь длиною в жизнь. Эту и прочие прописные истины не устают повторять с экрана, впрочем, не так навязчиво, как обычно. У Егоровой непростые взаимоотношения с отцом (без провинциального мрака), у Покровской разладившийся брак, в котором супруг (Алексей Барабаш) поддерживает и верит, но времени у героини на него совсем не остается. «На острие» не обращается напрямую к реальным событиям, чем выгодно отличается от массива типовых байопиков последних лет. Что Покровская, что Егорова — персонажи понятные, их развитие не приходится искусственно подстраивать под те или иные биографические факты. Пусть на финальных титрах и начинается нарезка реальных побед в Рио. Архетипическая борьба прыткой молодости и опыта, новичка и многократного призера, ученика и его тренера. Дуэт Милославской и Ходченковой способен качественно преобразить это противостояние. 

    На острие

    Покровская — поначалу умирающий лебедь, фанатично записывая в своем блокноте все уязвимости соперницы, затем птица феникс, осознав, что главное не недостатки соперника, а твои силы. Банально, но взгляд Покровской столь искренен, что ему веришь. Долой раздражение, время для взаимопомощи. Ходченкова работает на разрыв, как в последний раз, аутентично своему персонажу. И любые сюжетные нюансы, переводящие конфликт двух личностей в плоскость коллективной работы, не смотрятся пошло благодаря тому, насколько естественно у актрисы дрожит голос, а глаза наполняются слезами. Покровская перестаёт отчаиваться и начинает проявлять (раскатисто и громко) русский характер: всепрощающий, упорный, стойкий, впрочем, не она одна. Фехтование в «На острие» до финальной трети отходит на второй план. Покровская доказывает, прежде всего самой себе, что имеет волю остаться человеком. Егорова же проходит краткий путь укрощения строптивой. Поначалу может показаться, что ближайший референс — «Большой» Валерия Тодоровского, но там соперницы-ровесницы четко делились на черное и белое, тогда как что Покровская, что Егорова, перейдя через период детской вражды, осознают, что коллега по сборной соперник в самую последнюю очередь. В этом «На острие» куда ближе к «Тренеру», другой выдуманной, оригинальной спортивной истории. Такой подход к жанру, конечно, куда действеннее, освоить наше время можно, выглянув на улицу, с ретро всегда сложнее.

    Антон Фомочкин 

    Сегодня в кино