Ночной конвой

#
  • Год
    2019
  • Страна
    Франция
  • Жанр
    драма, триллер
  • Оскар
    Нет
  • Премьера
    29 октября 2020
  • Режиссер(ы)
    Анн Фонтен
  • Актеры
    Пейман Моаади, Омар Си, Виржини Эфира, Грегори Гадебуа
  • Возраст
    16+
  • Время
    98 мин. / 01:38

Трем полицейским предстоит нестандартное задание, которое поставит перед моральным выбором и перевернет их жизни навсегда. У них будет одна ночь, чтобы решить судьбу человека.

Трейлер

Факты о фильме

Премьера «Ночного конвоя» состоялась на Берлинском кинофестивале.

Картина является адаптацией романа французского писателя Хьюго Борис, который был опубликован в 2016 году.

Режиссер и сценарист Анн Фонтен хотела избежать напряженной музыки, которую обычно можно слышать в полицейских и криминальных триллерах. В фильме присутствуют популярные французские песни, которые позже заменяет музыка Баха. Также Анн Фонтен признается, что для нее было важно сфокусироваться на лицах героев во время абсолютной тишины, чтобы зритель, ни на что не отвлекаясь, мог наблюдать за их эмоциями.

Идея фильма появилась у режиссера, когда к ней подошел известный французский продюсер и сказал: «Эта история для вас». Анн Фонтен тогда еще не была уверена, что сможет сделать кино про полицейских, но впоследствии книга так ее тронула, что она решила рассказать историю о том, как доброта и сочувствие могут изменить мир.

Грегори Гадебуа, сыгравший Эрика, был актером-самоучкой. Раньше он работал грузчиком.

У Анн Фонтен была настоящая возможность получить представление о работе полицейского управления. До съемок фильма она изучала работу парижских полицейских и наблюдала за их распорядком дня.

По статистике, депортация — частое явление во Франции. Только в прошлом году было депортировано около 24 000 человек.

Во французском кино редко можно увидеть истории о полицейских, рассказанные преимущественно с женской точки зрения.

За последнее десятилетие Фонтен сняла самые разнообразные картины: биографический фильм о моде («Коко до Шанель»), романтическую комедию с Изабель Юппер в главной роли («Мой самый страшный кошмар»), историю взросления («Марвин или прекрасное воспитание»), тяжелую драму о беременных монахинях времен Второй мировой войны («Непорочные»).

Драма, посвященная тяготам морального выбора, ограниченная кабиной одного автомобиля. 

Поиск добровольцев на ночную подработку выявляет в полицейском участке самых отчаявшихся. Эрик (Грегори Гадебуа), раздражительный мужчина средних лет, не торопится домой к надоедливой супруге, с которой он перестает ругаться, кажется, только когда спит. Виржини (Виржини Эфира) обременена вестью о раннем сроке беременности, и хотя решение об аборте принято окончательно и бесповоротно, ситуация все равно гложет и заставляет время от времени заторможенно смотреть в одну точку. Аристида (Омар Си), на первый взгляд, сложно смутить: даже на такой неблагодарной работе он то и дело отвечает коллегам остротами, в дороге подпевая французским поп-хитам. Значительной проблемой для Аристида становится состояние Виржини, ведь отцом ребенка, по стечению обстоятельств, является именно он. Не от хорошей жизни троица вызывается сопровождать мигранта Асомидина (Пейман Моаади) после заката в аэропорт имени Шарля де Голля. Там заключенного должны транспортировать на родину, где, судя по всему, ничего хорошего его не ждет. И без того уязвимая Виржини проникается к Асомидину жалостью и предлагает «груз» отпустить, имитировать побег, который может спасти человеку жизнь. Коллеги сомневаются, но впереди длинный путь и долгая ночь. 

Ночной конвой

В своем новом фильме Анн Фонтен берется за фактуру, совершенно ей не свойственную. Впрочем, режиссер, остро ощущающая всю сложносочиненность женской души («Другая Бовари», «Коко до Шанель», «Девушка из Монако»), находит даже в таком материале персонажа-проводника. Виржини определенно более чуткая, сердечная и человечная на фоне своих коллег. Ее терзаниям Фонтен уделяет особое внимание, и история с Асомидином едва ли не второстепенна по отношению к линии с абортом. Все в «Конвое» подчинено судьбе: не окажись в машине уязвимой Виржини, у экипажа не возникло бы сомнений, чтобы доставить мигранта на самолет. Впрочем, мозаика из принятых зачастую не самых благоразумных решений складывается едва ли, слишком много надуманного. Первая треть картины — трудовые будни, поездки от одного дебошира и изменника, не отпускающего свою супругу, к другому нарушителю спокойствия. На полицейских без какого-либо смущения нападают подозреваемые. Служителям закона приходится слушать истерики потерпевших. Сдержанные разговоры между делом — взаимодействие людей отчужденных, глубоко замкнутых. Эрик тщательно моет руки, замечая, что «запах смерти» не отмыть. Аристид в ответ рассказывает, что, когда приходит домой, начинает считать до шестидесяти, стараясь отпустить все, что с ним происходило за день. 

Ночной конвой

Фонтен слишком отдаляется от своих героев, чтобы вызвать к ним симпатию или жалость. Именно на эти чувства рассчитывает режиссер. Виржини мучима предстоящим абортом. Социальный подтекст выражен в вопросе справедливости и человечности, особенно остром по отношению к людям в форме. Но Виржини отстранена и холодна, а многочисленные мелодраматические флешбэки из категории «как это все случилось», объясняющие ее состояние, выглядят натяжкой, ненужным пояснением, сделанным небрежно, словно в попытке режиссера застраховать себя от потенциального непонимания зрителя. Показывая прошлое, Фонтен находит единственный любопытный прием, фиксируя реальность с разных перспектив, но ничего нового для истории эта игра в «точки зрения» не приносит. «Конвой» оказывается перегружен, это не патетичный спектакль в кабине автомобиля, где персонажи разглагольствуют о том, что правильно, а что нет. Не чистый жанр, в котором все было бы построено на внутреннем надрыве Виржини, Аристида или Эрика. «Конвой» остается где-то между ночью и днем, высказыванием и драмой в мягкой обложке. Впрочем, выход «Конвоя» можно оправдать тем, что фильм Фонтен (ее работы нередко оказываются построены именно вокруг органики титульной актрисы) в очередной раз доказывает, что Виржини Эфира одна из главных актрис своего поколения во французском кино.

Антон Фомочкин 

Сегодня в кино